ДАРЬЯ ШМЕЛЕВА: «ВАЖНЕЕ И ПОЛЕЗНЕЕ СПРАШИВАТЬ — НЕ ВО ЧТО ТЫ ВЕРИШЬ, А ЧТО ТЫ ПРАКТИКУЕШЬ»

Дарья Шмелёва – клинический психолог и арт-психотерапевт, сертифицированный тренер, преподаватель психологии, автор оригинальных программ тренингов по развитию творческих способностей. Дарья рассказала Breeze magazine о своём профессиональном пути и об актуальных проблемах современного человека.


Как психология пришла в твою жизнь? Почему именно эта область?

Уже почти не помню того времени, когда психологии в моей жизни не было – я буквально с детства занималась такими странными вещами, как, например, проективные тесты со своим младшим братом. Это сводилось к тому, что по моему заданию он рисовал разные картинки, а я их анализировала. И делала это не только с братом, но и всеми, до кого могла дотянуться: с бабушкой, родителями, друзьями. Я, действительно, занималась исследованием. Это был очень искренний и глубокий интерес, пусть и детский. Меня восхищало, что по картинке можно определить, всё ли в порядке у моего маленького брата, как он себя чувствует в семье и так далее. Это было невероятно увлекательно!

В тот момент, когда я стала более или менее сознательно выбирать себе книги, я ходила на книжные развалы, чтобы купить что-то на карманные деньги. У метро раньше были такие развалы, где зимой книги покрывал слой пушистого снега, а рядом стояли и мёрзли продававшие их женщины. В 90-е годы в России стали появляться первые книги по популярной психологии, но это была ещё совсем не та популярная психология, какую мы имеем сейчас. Начали переводить всякие интересные иностранные тесты, в том числе достаточно серьёзные, которые сейчас применяются в клинической психологии. После знакомства с этим у меня появился очень сильный исследовательский интерес – хотелось не просто наблюдать за человеком с внешней стороны, а ещё и понять, как он устроен внутри. Помню, что у меня были тетради и специальные журналы с описанием того, у кого и какие материалы я собрала, какие выводы на их основании сделала. И это всё называлось бы научной деятельностью, будь я в тот момент взрослой. (Смеётся.) В целом в развитых странах психологи чётко делятся на теоретиков и практиков – отправляясь получать образование, ты заранее должен определиться, пойдёшь ты в науку исследовать что-то, заниматься лабораторными экспериментами или будешь пахать на практической ниве.

Несмотря на то, что психология интересовала тебя с детства, сначала ты получила  совершенно другое образование. Почему?

Да, я не сразу стала заниматься психологией, хотя хотела и мне это было близко. Просто в то время, когда я и мои сверстники выбирали ВУЗы для поступления, мы находились под влиянием родительских опасений, страхов и установок, насколько та или иная профессия будет востребована. После тягот смутных девяностых этих опасений и разных сомнений было очень много, а я ещё и девочка, послушная дочь, отличница. В те времена было тяжело зарабатывать, поэтому первое моё образование, что называется, для хлеба. Страхи родителей наложились на их возможности, а возможности эти вели в Университет управления. Получив диплом специалиста по рекламе, на хлеб я этим зарабатывала несколько лет. Мне нравились люди, которые у нас преподавали. Профессия рекламщика была новой и поэтому достаточно востребованной, а поскольку мы были практически первыми ласточками в этой сфере, преподавательский состав на нашем факультете был с кафедры социологии и психологии управления. А диплом мой был посвящён исследованию в сфере психологии восприятия рекламы. То есть я всё равно сознательно тянулась к психологии: если это дизайн, то меня интересовала психология дизайна, если социология – то её психологические аспекты, и так далее. Поэтому целиком я не ушла от того, чем хотела заниматься.

А потом ты начала заниматься танцами, откуда уже пришла в психологию – каким образом так получилось? Поэтому одним из методов твоей работы стала арт-терапия?

Наступил какой-то кризис, как я сейчас понимаю, кризис самоидентификации. Плюс я стала более свободной – в танцы меня привело ощущение, что я могу делать то, что мне нравится. Танцевать мне тогда очень нравилось. Кроме того, меня всегда вдохновляла и продолжает вдохновлять такая вещь, как преодоление барьеров, когда ты доказываешь себе, что способен делать то, чего тебе не дано. Есть вещи, которые даются легко, и ты можешь уверенно плыть по течению. А меня всегда привлекало то, для чего данных у меня, можно сказать, не было. И я бросала себе вызов: могу ли я это переломить и добиться успеха наравне с теми, у кого способности к этому есть? Сейчас, по прошествии лет, я удивляюсь тому, что пришла в классику в 19-20 лет – это абсолютный нонсенс. Я решила заниматься для себя, но с практически нулевыми данными умудрилась самостоятельно поступить в итальянскую хореографическую академию. И вот, возможно, доказав себе, что танцевать я могу, на этом я и остановилась. Потому что спустя какое-то время я увидела: чтобы оставаться в этой среде, нужно положить на это всё. Поняла, что быть там я могу, могу это делать, но это не моё место. И в момент очередного экзистенциального кризиса на тему «кто ты и что ты», который за этим открытием последовал и который я с тех пор могу быстро опознать (Смеётся.), через знакомых я совершенно случайно попала к одному психоаналитику. Спустя полгода терапии с ним я воспрянула духом, начала полноценно жить и радоваться, а также всерьёз задумалась о том, что психология может стать и моей профессией. Поняла, что хочу заниматься или этим или вообще ничем. Тогда я приняла решение поступать на курс клинической психологии в Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. Бехтерева. Одновременно с этим я попала на курс арт-психотерапии в Институт клинической психологии в Москве. Решила попробовать, пришла на первое занятие, и у меня сразу возникло ощущение, что я вернулась домой и, наконец, нахожусь там, где должна быть. После танцев это оказалось особенно близко мне, потому что это тоже определённая форма искусства – работа с формой, цветом, звуком, словом. Не каждый специалист по психологии чувствует и понимает это, а я научилась через это с человеком работать.

По-твоему, сложно ли вообще молодому человеку выбрать профессию, или для этого нужно просто пробовать много всего разного? Тема поиска призвания сейчас актуальна, как никогда. Почему во времена наших родителей, бабушек и дедушек эта проблема не стояла так остро и им не нужны были никакие психологи и коучи?

Прежде всего это связано с тем, что во времена наших бабушек и дедушек, да и родителей, практически не было выбора. Профессию часто выбирали, следуя определённым традициям, хотя моим родителям удалось-таки выбрать то, что им было, действительно, интересно. А дальше человек работал по профессии в общем-то всю жизнь. Информационное поле не менялось так быстро, как сейчас, когда функционал многих профессий активно видоизменяется или они вообще утрачивают свою актуальность.

Относительно выбора профессии я считаю правильным подход, когда ты можешь познакомиться с ней на практике. Ведь главная проблема при выборе специальности как раз в том, что мы не представляем, что конкретно будем делать. Есть некий образ – образ адвоката, экономиста и так далее. Но полезно прийти на конкретное рабочее место и понаблюдать за деятельностью этого специалиста: как строится его день, что он делает, с кем он, как он взаимодействует с людьми, что у него за расписание. Тогда ты сможешь составить более реальное представление о том, что это такое, и понять, насколько тебе это подходит. Чтобы через 4-5 лет после получения высшего образования, начав работать по специальности, вдруг не обнаружить, что на самом деле она тебе совершенно не близка. И нужно понимать, что, если ты хочешь стать, например, певцом, может так получиться, что ты не будешь выступать с концертами в филармонии – возможно, тебе придётся петь в ресторане. И может быть, ты даже не против. Главное, чтобы при выборе этой профессии тебе сразу не начал мерещиться театр La Scala. Амбиции важны, но ничем не подкреплённые амбиции юноши – это одно, и совсем другое дело – амбиции взрослого, сформировавшегося человека. Нужно отдавать себе отчёт в том, чего ты хочешь от этой профессии: получать удовольствие от своей деятельности или же именно делать карьеру – тогда для реализации этого так называемого властного ресурса нужно прокачивать в себе в первую очередь лидерские качества и выбрать можно в принципе любую сферу.

Я не специалист в вопросах профориентирования, но есть интересный момент: сейчас понятие hard skills (англ. «твёрдые навыки») уже не столь актуально. Твёрдые навыки – это те знания и умения, которые тебе необходимы для работы по конкретной специальности. То есть в теории выучился ты на какого-нибудь технолога и можешь им работать всю жизнь. Но реальность сейчас меняется очень быстро, и гораздо важнее стали так называемые soft skills (англ. «гибкие навыки») – те качества, которые могут применяться в разных профессиях: умение работать в коллективе и договариваться, умение работать с цифровыми данными, анализировать большие объёмы информации и так далее. Это мягкие, или гибкие навыки. Сегодня мы не можем планировать заниматься выбранной профессией всю жизнь, как это делали наши родители, потому что реальность меняется так стремительно, что через пять лет эта профессия может и вовсе исчезнуть.

Поиск себя в профессии – кажется, одна из главных проблем современного человека и поколения молодых. С какими ещё «болячками» ты часто сталкиваешься?

Эти быстрые изменения и во многом хаотичность этих изменений сегодня предъявляют к человеку очень высокие требования в плане адаптивности. Люди часто полагают, что сейчас могут сделать какой-то выбор, осесть, в чём-то укорениться – и всё будет хорошо. Но если не заниматься развитием адаптивности, то есть не развивать умение осваивать новое и не вырабатывать стрессоустойчивость, скорее всего, этого не произойдёт. Или же человек может найти уютное место, обжиться там, но в какой-то момент всё неожиданно поменяется, снова нужно будет что-то искать, а это опять стресс. Подобные процессы вызывают сильную тревогу, и ко мне приходят уже с явной симптоматикой – фобиями, болями, паническими атаками. Всё это уже следствие проблем, связанных с самооценкой, уверенностью в себе, самореализацией, поисками себя.  

Как помочь человеку, который недоволен своей жизнью, но при этом что-то мешает ему сделать шаг вперёд?

Чаще всего мотивация опирается на те ценности и ориентиры, которые есть у каждого человека. Это и есть своеобразный фундамент, база. Осталось только вступить с этим в контакт, понять, что ты можешь сделать в той жизни, которая у тебя сейчас, чтобы маленькими шажками двигаться к той версии себя, которая нравится тебе больше. Другими словами, проблема в том, что человек не воплощает всего того, что живёт у него в голове как идея. Современные люди часто обнаруживают свою жизнь расщеплённой: хотят и мечтают они об одном, а живут какой-то совершенно другой жизнью. Человек может читать книги по саморазвитию и «личностному росту», голосовать лайками за какие-то правильные и хорошие мысли других людей в интернете, но год за годом оставаться там же, где и был. И даже хуже: жизнь начинает радовать и удивлять все меньше, а тревога растёт. И связана она как раз с тем, что не реализуется то важное, во что человек верит. Я много работаю с тревогой у довольно молодых людей, и, к сожалению, она часто доходит до крайних форм, когда человека буквально парализует. Именно поэтому важнее и полезнее спрашивать – не во что ты веришь, а что ты практикуешь. Неиссякаемых ресурсов у нас нет: энергия, время, здоровье – всё имеет предел, и очень важно отдавать себе отчёт в том, как ты этими ресурсами распоряжаешься и куда направляешь. Психология всегда связана с изменениями. И не каждый человек удерживается в этом процессе: нужно большое желание и готовность работать, нужны ресурсы и, обязательно, осознанность.

А что это вообще такое – осознанность? И как к ней прийти?

Осознанность – это, прежде всего, умение делать свой выбор в каждый момент времени. Правильный выбор можно делать только в состоянии осознанности и некой «заземлённости». Если ты делаешь нечто осознанно, то весь фокус твоего внимания на том, что происходит здесь и сейчас. Ты присутствуешь здесь физически, эмоционально, мысленно – целиком и полностью. Осознанный выбор всегда гармоничен, он даёт человеку силу, делает его в каком-то смысле убедительным. Но если то же самое делается неосознанно и человек не выбирал, например, тот образ жизни, который ведёт, работу, круг общения и так далее, то он всем своим существованием неубедителен и, скорее всего, не удовлетворён.

У некоторых людей осознанность от природы развита чуть лучше. У большинства же из нас изначально она развита не очень хорошо, но с помощью определённых практик развить её можно.

Не связана ли осознанность ещё и с тем, что жить следует, принимая реальное положение вещей вместе с теми аспектами, которые нам не нравятся? Нужно мыслить позитивно или всё-таки реалистично?

Я бы сказала, что позитивность в худшем ключе – это своеобразные призывы игнорировать данность, это определённый вид иллюзий. А в лучшем случае позитивность не противоречит реальности, я бы назвала её оптимизмом. Оптимистом быть важно, хотя и говорят, что пессимисты более грамотно оценивают риски. Оголтелый оптимист оценивает их неадекватно. То есть для оптимизма всегда должны быть какие-то основания, он не должен противоречить данности. Поэтому я считаю, что верить в лучшее нужно, но при этом также важно быть готовым и к другому развитию событий – такое сочетание вполне реально, эти вещи не противоречат друг другу.  

Существует куча тренингов, где учат мыслить позитивно и настроиться на успех – говорят, что, визуализировав свою мечту и поверив неё, ты можешь её осуществить. Иными словами, если сильно верить и ждать, то, чего ты хочешь, как-то само собой реализуется. Что ты думаешь об этом?

Уметь мечтать – это очень полезный и нужный навык. Мечты дают нам перспективы, учат смелости, вдохновляют. Другое дело, что всевозможные тренинги, которые сейчас так популярны – это продукт потребительской психологии. И мне как психологу это всё вообще не интересно. Совершенно очевидно, что это то, что хорошо продаётся, и оно практически не имеет отношения к психологии как таковой. Многие вещи продают, спекулируя на наших иллюзиях, на тревоге. Как бывший рекламщик я не понаслышке знаю о технологиях манипулирования, в том числе массовым сознанием. Сами эти технологии – безумно интересная штука, и они работают. Очень интересно, как это устроено, но мне совершенно не интересно заниматься этим по жизни. Нужно обладать определённой долей цинизма, чтобы пользоваться человеческими слабостями и зарабатывать на них.

Значит, нельзя изменить ситуацию, просто поменяв отношение к ней?

Безусловно, вся окружающая нас реальность – это наше отношение к ней. Но работать нужно и с тем и с другим. Это опять о том, что есть данность, есть определённые реалии, и их важно правильно оценить. Поэтому окопаться, находясь в своей уютной капсуле, не удастся. Хороший психолог, не спекулирующий на неврозах, всё-таки будет вместе с человеком изучать реальную картину.

Ещё одна сторона той же проблемы – это идеальный образ, который люди создают для других, зачастую находясь в состоянии тотальной неудовлетворённости своей жизнью. Никто не хочет выглядеть неудачником на фоне своего окружения. Почему мы так много сравниваем себя с другими?

Это продолжение темы иллюзий и реальности. Мы сравниваем себя с другими, потому что у нас нет иного механизма. Это очень животная вещь, так как единственный способ выживания – это адаптация в социуме, и это наша главная задача. Существует страх отвержения людьми: если ты не в социуме, значит, у тебя нет работы, нет денег и тебе нечего есть, нечем кормить семью. Таким образом ты погибнешь, если довести эту цепочку до логического конца. Поэтому избежать сравнения невозможно, это встроено в нас.

Не нужно думать, что великие люди были полностью в себе уверены и их никогда не волновало чужое мнение. Они боролись с теми же самыми демонами, но шли вперёд.

Только человек «не от мира сего», человек в вакууме может не думать об оценках со стороны. Это в большой степени относится к людям, принадлежащим различным субкультурам, или, например, к бомжам, которые сознательно отреклись от участия в жизни социума. Другое дело, что сравнение с окружающими не должно быть единственным механизмом, с помощью которого мы себя воспринимаем. Замыкаться на этом не стоит.

Что, по-твоему, значит быть гармоничным человеком?

Для начала хочется сказать, что в моём понимании гармония – это не результат, а всё-таки некий процесс. Быть гармоничным человеком – это не значит, что в какой-то момент ты очень сильно постарался, поработал, что-то в себе изменил, развил и будешь жить так из года в год до конца своей жизни. В моём представлении это недостижимо, это некоторая утопия. Быть в процессе – это значит наблюдать за собой, постоянно тестировать себя на предмет того, насколько уверенным и счастливым ты себя чувствуешь, насколько ты себя чувствуешь живым. Проще говоря, быть гармоничным – значит развиваться одновременно в трёх направлениях и трёх ипостасях: в телесной, духовной и интеллектуальной. Всё, что наполняет эти три ипостаси, наверное, понятно. Телесные практики развивают наш контакт с телом, гармоничность тела, делают нас более здоровыми, а значит, более заземлёнными, во многом ближе к реальности. Духовное развитие – это то, что мы ощущаем как радость к жизни, всё то, что наполняет нас. Измерить это и подогнать под какие-то шаблоны нельзя. Это творчество и искусство, отношения с близкими и друзьями, чтение, путешествия – всё, что питает наши душевные и чувственные струны. Если говорить об интеллектуальном развитии, то это всё, что питает наш разум: изучение нового, заинтересованность не только в том, куда идёт твоё личное развитие, но и в том, какие возможности открываются перед человечеством. То есть человек не должен ограничиваться просто разгадыванием кроссвордов – для того, чтобы оставаться в ясном уме и твёрдой памяти до самого преклонного возраста, нужно развивать свой мозг, расширять кругозор. Если говорить о гармоничном развитии, я бы представила это именно таким образом.

С чего начинается твоя работа с каждым пациентом? Каковы главные принципы этой работы?

Работа начинается с контакта: чтобы совместная работа состоялась, нужно почувствовать человека, найти с ним общий язык. Не секрет, что по этой причине работа складывается удачно не с каждым. После установления контакта мы проясняем то, что называется «запросом»: человек рассказывает мне, что у него «болит», какая у него проблема. Мы рассматриваем эту проблему с разных сторон, пытаемся посмотреть на неё под другим углом, назвать иначе, переформулировать – то есть выйти за рамки того представления о ней, которое уже имеет человек. Это необходимо для того, чтобы выйти на новый этап работы. А дальше начинается, собственно, процесс изменения: я подбираю подходящие техники и инструменты, которые позволят нам продвинуться в решении существующей проблемы и заменить боль и страдание на свободу и радость.

А принципы моей работы такие: компетентность, дружелюбие, интенсивность.
Компетентно – значит, я не берусь за то, что выходит за рамки моей компетентности, то есть подготовки и опыта. Это позволяет человеку получить лучший результат от нашей работы. Дружелюбно – значит, я особенно ценю человеческий контакт и считаю его базой психологической работы в целом. Интенсивно – это значит, что я всегда на стороне клиента и не буду тянуть из него время и деньги, специально замедляя процесс терапии.

Миллионы людей задаются вопросом, как стать успешным  и как реализоваться. Но мечты и цели у всех разные. Так существует ли тогда универсальный способ их достижения, подходящий всем?

Универсальный способ достижения целей – не очень понятная для меня вещь. Если говорить про мечты и цели, успех и реализацию – а я считаю, правильно, что ты их упомянула рядом, так как эти вещи, безусловно, связаны, – как я уже сказала, нужно уметь мечтать для того, чтобы ставить перед собой какие-то цели. А для того, чтобы стать успешным, нужно двигаться вперёд и воплощать эти цели, реализовываться. Исходя из этого, можно построить такую модель: чтобы стать успешным и реализоваться, нужно, во-первых, обрести внутреннюю свободу и научиться мечтать, а во-вторых, иметь некую силу, некий ресурс, который позволит тебе двигаться и воплощать то, чего ты хочешь. Этот ресурс берётся из вдохновения и из тех ценностей, о которых мы говорили ранее. Мне кажется, что успешным можно стать, только если ты делаешь то, во что очень веришь и что, действительно, важно для тебя лично. Успех всегда связан с нахождением некой точки пересечения между тем, что важно и нужно лично тебе, и тем, что важно и нужно окружающим. Если твои мечты каким-то образом пересекутся с тем, чего хотят другие, и найдут отклик в их душах, успеха достичь гораздо легче. Конечно, можно идти своей индивидуальной дорогой и радоваться только тому, что приносит удовольствие тебе – такой путь тоже имеет право на существование, и тогда ты будешь успешен в своих собственных глазах, в глазах близких людей. Но важно понимать, что это немного другая успешность. А вообще, мне кажется, что формула успеха заключается именно в том, чтобы успеть, да, именно успеть то, что для тебя важно, нужно и ценно.


Текст: Татьяна Тростникова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *