РОМАН ПОЛЯНСКИЙ: «ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, НУЖНО ЛЮБИТЬ»

Открытый, душевный и позитивный актер театра и кино Роман Полянский, многим известный по роли Кости в комедийном сериале «Мамочки», рассказал нам о любви к семье и работе, о счастье и правильном пути, а также о том, как важно верить в чудо.


Роман, мне бы хотелось начать, пожалуй, с самого важного… с самого начала. Вы состоявшийся человек: и в карьере, и в плане семьи.  Какой момент жизни стал определяющим в развитии вашей актерской карьеры?

Я не считаю себя состоявшимся актером. Это, мне кажется, неправильно. В творческих профессиях вообще нет состоявшихся людей. Если актер, музыкант, художник думает, что он уже всего достиг, значит в его творчестве можно ставить точку: развития не будет. В нашей профессии невозможно на чем-то остановиться… Когда я учился в музыкальном училище, мой педагог, который на тот момент уже лет двадцать занимался на кларнете, сказал, что он продолжает совершенствовать свои музыкальные знания и навыки: этому нужно учиться всю жизнь. Так же и в профессии актера – учиться предстоит всю жизнь. Просто с каждым возрастным этапом меняются роли, меняется отношение к работе. И, если в какой-то момент ты сказал себе, что достиг вершины и уже состоявшийся актер, все пойдет на спад и в итоге закончится. Если говорить о том, что же нужно, чтобы стать хорошим актером, то… Читать. Много. Литературы полным-полно. Но куда важнее практика. Если не будешь практиковать в театре и в кино, то никогда ничего не добьешься. Потому что актерство – не математика, и здесь вся жизнь основана на внутренних переживаниях, на внутренних ощущениях, на внутреннем багаже, который ты пополняешь всю жизнь. Так что, как сказал Владимир Ильич Ленин, «учиться, учиться и еще раз учиться». Что касается семьи… Я счастлив и очень рад, что у меня есть моя семья. Надеюсь, что и они этому очень рады. (Улыбается.) 

Роман, как вы считаете, каким главным качеством должен обладать актер?

Нужно просто быть открытым человеком. Для актера важно уметь сопереживать, уметь чувствовать и уметь наблюдать за людьми: без этого не получится по-настоящему сыграть роль и персонаж будет плоским и однообразным. К сожалению, очень многие актеры сталкиваются с этим, и оказываются «заложниками» какого-то одного типажа – на этом творчество заканчивается. А для нас очень важно играть разные роли и все время находиться в творчестве. Потому что актеры – это большие дети. И все, что мы делаем – баловство. Посмотрите на Сухорукова Виктора Ивановича… Ему 65 лет, а он в душе – ребенок. Именно поэтому у него получаются такие яркие образы в фильмах, в спектаклях.  

Соглашусь с вами. Все творческие люди в душе – дети.

Абсолютно. Без этого невозможно. Если ко всему относиться слишком серьезно, то становится скучно. Поэтому баловство, ребячество – одна из прелестей нашей профессии.

Недавно я прочла книгу «Театр» (Уильям Сомерсет Моэм), где мне встретилась фраза «Сыграть чувства можно только после того, как преодолеешь их.» Что вы думаете об этом?

Сомерсет Моэм… Когда это было написано?! Конец XIX века — начало XX века. Режиссура, актерство, конечно, быстро развиваются. Станиславский, Чехов, Мейерхольд, Вахтангов, Таиров — все значимые режиссеры и у каждого своя система. «Сыграть чувства можно только после того, как преодолеешь их.» — это  по Станиславскому. То есть, ты должен пережить какую-то ситуацию, чувства, чтобы сыграть это. Мне все же ближе система Михаила Чехова: у него там все идет от ощущений. Что нужно, чтобы сыграть радость? Да все что угодно! Вспомните, например, ваши ощущения, когда приезжаете отдыхать на море… Вспомните, как первый раз оказываетесь у моря. Это настоящее счастье: песок, солнце, ветер и чувство свободы. Только у каждого свои ассоциации. Если перенесете эти ощущения на своего персонажа, все получится: зритель поверит. И спектакль тогда получается, и кино получается.

И сериал «Мамочки» получается…

Кстати, что касается сериала «Мамочки», то здесь как-то все сразу сложилось. И тема достаточно интересная, которой у нас еще не было. Ребята хорошо сценарий написали, и очень хорошие режиссеры у нас были. В первом сезоне —  это Лера Ивановская, а второй и третий — Андрей Элинсон. И они оба чувствовали одинаково. А все ситуации, которые происходили, знакомы и нам и зрителю. Дети, отношения между мужчиной и женщиной – все из жизни.

Роман, а каких героев вам легче играть (какие ближе): положительных или отрицательных?

Лично для меня нет разницы. Потому что в любом персонаже нужно искать что-то интересное, что-то новое. Важно найти в персонаже то, что тронет сердце и будет согревать внутри. И это заставляет проникнуться ролью. А если актеру интересно играть, значит и зрителю понравится. Конечно, положительные и отрицательные персонажи наделены своими характерными особенностями. И, многие говорят, что отрицательного героя играть легче, потому что придумать можно все что угодно. А положительный герой – это своего рода функция, где все «прямо» и прозрачно.  Тут, как и в жизни, каждый момент, каждая эмоция, каждый персонаж складываются в пазл и по отдельности уже не могут существовать. Именно поэтому обязательно должен быть отрицательный персонаж и такой герой-герой, чтобы был контраст. Но в каждом положительном нужно искать что-то отрицательное, а в каждом отрицательном — что-то положительное: так персонаж будет более «объемный».

Вы можете представить себя в какой-то другой профессии (не творческой)?

В космос я не полетел бы. Космонавтом бы не стал. (Смеется.) Знаете, в детстве, особенно после фильма «Индиана Джонс», мне хотелось отправиться на поиски кладов. Поэтому, наверное, я бы мог стать археологом. Мне это интересно. Я люблю историю: это такая невероятная часть чего-то прошлого, благодаря которой у нас сейчас есть то, что есть. Еще, мне кажется, я мог бы стать спортсменом. Например, футболистом. Сейчас, к слову, играю в футбол, но не на профессиональном уровне, а на любительском.

Роман, какую роль мечтаете сыграть? Почему?

Роли мечты у меня нет. Как и нет любимых книг, любимых фильмов, любимых режиссеров, любимых актеров. Потому что это некое ограничение и рамки. А в этом смысле мне не нравится конкретика. Мне нравится наблюдать за развитием актеров в разных ролях. Вот лет десять назад я сыграл бы одну роль, а сейчас уже выберу что-то совершенно иное. Хочется играть. Много играть. И играть разное. Чем больше разноплановых ролей у актера, тем лучше. Мне, к счастью, везет в этом плане: мои персонажи абсолютно разные.

Играйте! Много разного играйте! А мы будем смотреть.

Спасибо. (Улыбается.) Недавно у нас с Сухоруковым Виктором Ивановичем зашел разговор на эту тему. Были на гастролях… И я поделился с ним своим желанием играть кардинально разное и меняться. На что он мне ответил, что нужно играть, играть, играть – это самое важное для актера. Только играть нужно именно на сцене. Не в жизни. В жизни важно оставаться обычным человеком. Кстати, в советское время существовал флер неизвестности по поводу актеров и того, какие они в жизни. Мне кажется, это было правильно. Потому что есть персонаж в кино либо в театре, и есть обычный человек. А знания о жизни актера могут повлиять на восприятие образа в кино, и зритель не сможет полностью проникнуться героем. Вспомнить замечательного актера Андрея Миронова… Только сейчас выясняется, что у него было много женщин… Но раньше никто об этом не знал. Все просто восхищались его потрясающими ролями. Вот это главное в актере. И то, что этот флер в современном мире немножко уходит, у меня вызывает ностальгическую печаль. Ведь нет сказки. А кино, театр – это же сказка. 

Раз уж заговорили о мечтах… Наверняка у вас были мечты из детства, из студенческих времен. Расскажете? И сбылись ли они?

Начну, пожалуй, с того, что я никогда не мечтал стать актером. Да, в детском саду я отыграл свою первую большую роль на выпускном спектакле «Щелкунчик». Это я помню. (Улыбается.) Мои родители были спортсмены. И они не хотели, чтобы я всю жизнь, как и они, посвятил спорту. Потому что это постоянные травмы. У родителей были друзья музыканты. И меня решили отдать в музыкальную школу. Посвятив музыке лет десять… Да, шесть лет я учился в музыкальной школе, потом поступил в музыкальное училище. Там меня позвали в любительский театр, который был в училище. У нас был очень хороший режиссер – Елена Михайловна Пономарева. Она заканчивала режиссерские курсы в ВТУ имени Бориса Щукина. В то время я и подумал впервые, что хочу попробовать поступить в театральный институт. Так и появилась мечта. Я понимал, что в музыке нужно быть либо первым, либо сидеть в оркестре. Сидеть в оркестре я не особо хотел, потому что это рано или поздно превратилось бы в рутину. А в театре мне было интересно попробовать себя, и я почувствовал, что есть шанс. В итоге я поступил в ВТУ имени Бориса Щукина и во МХАТ. Но, поскольку я ехал поступать к Владимиру Владимировичу Иванову, я выбрал ВТУ имени Бориса Щукина. И моя мечта осуществилась. И это фантастика. Это чудо. Позже снова произошло чудо, когда меня пригласили сниматься в сериал «Я вернусь» (2008). Я был еще совсем не опытный актер. Это была моя первая роль в кино и сразу главная. Мы снимали на пленку, не на цифру. И это совершенно другие ощущения, совершенно другой темпоритм группы: не было 789 дублей, было всего несколько, потому что пленка – это очень дорого. Все работали ответственно и качественно. На той площадке я учился всему. Я думаю, что в актерской профессии важно оказаться в нужное время в нужном месте – это тоже чудо. В принципе в жизни у каждого так же должно быть. Нужно ставить цели и работать. Если сидеть дома на диване и ждать чуда, оно не придет. Нужно идти к чуду. И тогда судьба обязательно тебя отблагодарит.

В общем, мечтать и действовать!

Да, только так случится чудо! (Улыбается.)  

Роман, для вас существует идеальный день? Какой он?

Спать. (Смеется.)  Да любой день идеален. Но есть то, без чего день не будет полным. Важно проснуться дома с семьей, чтобы все были здоровы. А дальше… Работа, отдых, спорт, дела, мысли, встречи, писать сценарии, снимать кино или сниматься в кино. Главное – быть занятым человеком. И пусть многие говорят, что невозможно столько работать, а для меня важно быть в постоянном движении и творчестве. Никогда нельзя останавливаться. Особенно я это понял, когда был на гастролях в Нью-Йорке.  Мне очень понравился город. Я не сравниваю Россию и Америку, но эти высокие здания Нью-Йорка, их мощь, уносящая вверх, меня поразили. На кого-то они давят, словно прибивая к земле, а меня, наоборот, будто немного приподнимали. В Нью-Йорке столько разных людей: любой национальности, любой языковой группы. Но всех объединяет одно: они приезжают в Нью-Йорк, чтобы создавать, работать, учиться. У меня было полное ощущение, что я летал в воздухе. И вот это ощущение «начни что-нибудь делать и у тебя обязательно получится» я прочувствовал всем сердцем. Мне безумно понравилось. С этим чувством я вернулся в Москву, но буквально через пару дней заболел. Просто у нас все немножко по-другому.

Я точно знаю, что жить нужно именно с ощущением, что все получится.

От чего больше всего в жизни устаете? Я имею ввиду скорее эмоциональную усталость.

От глупостей, которые создаются. От предательства. Помните замечательный фильм «В бой идут одни старики»?! Там был момент, когда механики разговаривали о трудностях своей работы. И вот один из них сказал, что самое тяжелое в работе – это ждать. И в жизни, и в актерской профессии тоже самое сложное — ожидание. Это может быть ожидание, когда тебя позовут сниматься, или ожидание на съемочной площадке, когда у тебя первая сцена и последняя, а ты вынужден оставаться на месте.

А что, может вас развеселить и поднять настроение? Хотя, мне кажется, вы всегда улыбчивый и идете по жизни с юмором.

Мой ребенок. Она как улыбнется, и я сразу таю. Семья. Хороший фильм, хорошая интересная книга.

Роман, я сама очень трепетно отношусь к семье, простым, но важным душевным ценностям… Поэтому, хотелось бы перейти к теме семьи. Что для вас значит семья?

Семья – это тыл. Может избитая фраза, но, мне кажется, это правильное советское слово. Ты приходишь домой и чувствуешь, что можешь быть самим собой и тебе не нужно играть. Ты можешь просто посидеть молча в тишине, попросить, чтобы тебя не трогали… И тебя поймут. Семья – это родные и близкие. Семья – это отчий дом. Это место, где ты вырос. Именно там — самые сильные воспоминания. Для меня это мой Омск. К сожалению, не так часто удается туда ездить. Москва – тоже мой дом, но уже другой. Сейчас я понимаю, что у моего ребенка такие же ощущения, какие были у меня в детстве. Только у нее – здесь, а у меня они были в Омске.  

Если вдруг случаются какие-то неприятности, вы делитесь с близкими своими проблемами или все же переживаете такие периоды в одиночестве?

По-разному. Замечательная пословица… «Меньше знаешь — крепче спишь». Никто этого не отменял. Иногда лучше рассказать, потому что часто бывает, что проблема сидит в голове и ты не можешь до конца понять ее. А как только поговоришь с близким человеком, проблема приобретает форму и у тебя появляется решение. Никогда нельзя точно сказать, что я поступаю только так. Наша жизнь очень разнообразна. И поэтому к каждой ситуации есть свой индивидуальный подход. Как и к каждому человеку. Вот мы замечательно с вами сидим. Мне очень приятна ваша компания. И какие-то такие уютные и глубокие темы затрагиваем. А бывает, что журналисту совершенно неважно, что ты отвечаешь, что ты чувствуешь… Все сосредоточено сугубо на вопросах по списку. Тогда не получается никакого контакта. 

Роман, спасибо. Очень приятно. Скажу лишь, как вы уже отметили в начале интервью, в любой профессии (особенно в творческой) и просто в жизни, важно оставаться открытым человеком, тогда все получится. Главное – искренность. Роман, случались ситуации, когда казалось, что выхода нет?

Выход есть всегда. Просто нужно подумать. Вообще, думать – это не вредно, это полезно.  (Улыбается.) На самолете же есть выход. (Улыбается.) Мне кажется, если ты начнешь сдаваться, то тогда выхода точно не будет.

Нужно просто верить…

Конечно. Вообще, вера всегда помогает. Вера. Надежда. Любовь. К сожалению, без веры очень тяжело. И, если ты сомневаешься в своих силах, важно, чтобы хотя бы кто-то поверил в тебя. В этом году я снимал одну короткометражку. Первый день — парная история. Военная тематика про музыкантов. Было солнце. Все сложилось как нужно. Мы отсняли. А на следующий день, когда нужно было снять пробежку героя и балерину на общем плане, началась метель, ветер, небо затянули тучи. Я понимал, что времени нет, завтра уже погода совершенно не совпадет с кадрами первого дня, а небо почти полностью превратилось в сплошную темную тучу. Только маленький кусочек неба остался голубым. Я попросил Господа дать мне пятнадцать минут солнца… И, я вам клянусь, буквально сразу поднимается сильный ветер, сгоняет тучи в сторону и открывает солнце. А мы успеваем снять общий план. А дальше – детали. Это чудо. Поэтому нужно верить.

Роман, как вы чувствуете, в вашей жизни все складывается правильно? Как говорят, вы чувствуете, что идете по своему пути (я не только о карьере)?

Я не знаю. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Я люблю свою профессию. Я очень рад, что так сложилась судьба и я стал актером. Мне очень нравится сочинять сценарии, снимать короткометражки. Надеюсь, буду снимать и полные метры, сериалы.  Я хочу снимать свое кино. Я не люблю, чтобы кто-то надо мной стоял. В этом уходит творчество, как мне кажется. Мне нравится преподавать актерское мастерство. Мне нравится заниматься творчеством. Может быть в этом я на своем месте. А может быть нет. Главное — делать то, что нравится, иначе не сможешь реализовать все в полной мере.

Что нужно, чтобы быть счастливым?

Чтобы быть счастливым, нужно любить. Не себя. Себя нужно уважать. А любить нужно свою семью, родину и с уважением относиться к другим людям. Если каждый человек будет жить так, тогда все в мире будет хорошо.

Счастье – это жить и создавать.

Роман, в заключение нашей беседы, хочу спросить о ваших главных правилах в жизни…

Знаете, какое-то время назад мы с женой зашли в один магазин необычных аксессуаров.  Там я нашел браслет-медальон и мне очень понравилась цитата на нем. Тот период как раз был достаточно непростым для меня… Так вот, на медальоне было написано «Acta non verba», что в переводе с латыни означает «делами, а не словами». Теперь этот браслет-медальон всегда со мной. Ведь очень важно, чтобы какая-то мысль тебя поддерживала и направляла.


Текст: Виктория Кузнецова         Фотограф: Анастасия Селезнева

Благодарим ресторан «Домжур»  за предоставление локации для съемок. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *